Ломовозы  |  Краны манипуляторы  |  Мультилифты  |  Самосвалы  |  Запчасти ВЕЛМАШ |  Запчасти PALFINGER |  Запчасти HIAB  |  Партнеры  |  Поиск по брендам

Блог / Новости RSS 2.0

Сортиментные прицепы и полуприцепы - солидный экономический резерв лесозаготовителей

Сортиментные прицепы и полуприцепы - солидный экономический резерв лесозаготовителей

Во времена СССР транспортировка леса активно осуществлялась как водным, так и сухопутным путем с помощью железнодорожной и автомобильной техники. Все направления перевозки лесоматериалов при поддержке государства развивались достаточно гармонично. Сегодня же не менее 85% заготовленного леса вывозится колесным транспортом. Это объясняется высокой проходимостью колесных тягачей, возможностью выбора экономически более выгодных условий строительства лесных дорог. Но решающее значение имеет универсальность, технологическая гибкость и оперативность, отличающая автотранспорт от других транспортных средств.

В чем преимущество прицепных сортиментовозов?
На лесозаготовительных пунктах сваленный лес делится на долготье и сортимент. Долготье – это отрезок хлыста, с длиной, кратной длине сортамента с припуском на раскряжевку. Длина долготья достигает 24 м и более. Сортимент же в общем случае – это раскряжеванный на бревна определенной длины хлыст. Сортимент бывает разный: тонкомерный, среднетолщинный, крупномерный, колотый, деловой и т.д. В данном случае нас интересует транспортировка сортимента короткомерного, длиной до 2 м, средней длины, от 2 до 6,5 м, и длинномерного, более 6,5 м.
В России транспортировка сортимента связана с необходимостью его вывоза с лесозаготовительных пунктов, где его предварительно сортируется по видам и длинам. Более 20% в цене леса-кругляка, который является основой доходов лесных хозяйств, составляют транспортные затраты на его перевозку. Поэтому в увеличении полезной грузоподъемности (г/п) сортиментовозов лесозаготовители крайне заинтересованы, поскольку в этом случае автоматически снижается себестоимость транспортировки. Многочисленные исследования показали, что себестоимость доставки грузов автопоездом как минимум на 30% ниже, чем стоимость доставки того же объема грузов одиночным грузовиком при прочих равных обстоятельствах. При этом производительность автопоезда в 1,5 раза выше, несмотря на некоторый проигрыш в скорости движения. Таким образом, наиболее рациональной схемой перевозки сортимента является использование автопоезда, состоящего из длиннорамного автомобиля в сцепке с 2-, 3- или 4-осным прицепом, а наличие на тягаче гидроманипулятора существенно расширяет возможности автопоезда.
Но наибольший экономический эффект достигается от использования в составе автопоезда полуприцепов. Соединение полуприцепа с тягачом имеет более высокую устойчивость по сравнению с другими видами автопоездов, седельный автопоезд обладает хорошей маневренностью и проходимостью, т.к. его длина меньше прицепного, а использование седельной сцепной системы уменьшает виляние полуприцепа при движении. Высокая проходимость лесных автопоездов достигается использованием многоосных автомобилей-тягачей, арочных и широкопрофильных шин, полуприцепов и прицепов с ведущими мостами и т.п.
Надо заметить, что современные полуприцепы для перевозки леса универсальны. Кроме бревен и пиломатериалов они транспортируют вагоны-бытовки, различные емкости, контейнеры и т.д. Такие возможности у лесовозных п/прицепов появляются в т.ч. и благодаря раздвижным коникам.

«Транслес» – финские технологии в нашей практике
Предприятие ООО «Транслес» из г. Химки уже более 20 лет производит лесовозное оборудование, серийно выпускает весьма впечатляющий ассортимент лесозаготовительных транспортных средств. В производственной программе предприятия - сортиментовозы на базе тягачей КамАЗ и МАЗ общепромышленного и вездеходного исполнения, укомплектованные гидроманипулятором и без них, рассчитанные на транспортировку сортимента длиной от 2 до 8,5 м в объемах загрузки до 20 м3. Покупателям, желающим приобрести импортную технику, менеджеры «Транслеса» предлагают на выгодных условиях приобретение тягачей итальянской компании Astra, чешские шасси Tatra, мощные тягачи таких брендов как Volvo, Man, Mercedez-Вenz и Scania. Специалисты Транслеса постоянно мониторят рынок и работают над новыми разработками, чтобы сохранять конкурентоспособность своей продукции. Сегодня специалисты предприятия предлагают большой модельный ряд прицепов и полуприцепов с повышенными показателями надежности.
«Сначала мы делали только двухосные прицепы, недавно начали выпускать трехосные. Теперь разрабатываем четырехосные прицепы. Дальнейшее развитие нашего сектора определяет тенденция, связанная с уходом от железнодорожных перевозок», - говорит генеральный директор Транслеса Владимир Фирсов. Все 6 моделей прицепов, предлагаемых Транслесом, отличаются прочной рамой, низкой погрузочной высотой при увеличенном дорожном просвете, повышенной поперечной устойчивостью. Сварная рама изготавливается из двутавров, в которых использована хладостойкая низколегированная сталь, не меняющая своих качеств в диапазоне ± 40°С.
Популярная 2-осная модель Т8348 за рейс перевозит до 24,8 м3 сортимента длиной в 4-6,5 м, а 4-осные прицепы-сортиментовозы мод.Т8311А/Т8311B могут одновременно транспортировать до 28,4 т сортимента, на прицеп помещается до 40 м3 лесоматериалов! Причем в прицепе Т8311А можно перевозить бревна длиной до 8,6 м, или же два пакета длиной по 4 м каждый, а прицеп Т8311B, имеющий более длинную сортиментную площадку, предназначен для транспортировки двух пакетов из 6-метровых бревен, или даже 3 пакетов, сложенных из сортимента длиной до 4 м. А вот 3-осный п/прицеп T 93040, являющийся собственной разработкой специалистов «Транслеса», может перевозить до 43 м3 лесоматериалов. На платформу полуприцепа грузят пачки сортимента длиной до 12,5 м, или несколько пакетов с длиной бревен от 2 м и выше.
Особо стоит рассмотреть конструкцию коников, применяемых в прицепной технике Транслеса. Коники TL-Patriot изготавливаются из специальной хладостойкой стали финской компании Ruukki. Эксплуатационные характеристики этой стали по многим показателям превосходят в несколько раз отечественную сталь 09Г2С, используемую в кониках конкурентами «Транслеса». Один коник TL-Patriot выдерживает нагрузку до 7 т! К тому же использование спецстали позволяет снизить массу каждого коника на 0,115 т, по сравнению с массой стандартных. За счет этого ощутимо увеличивается полезная грузоподъемность сортиментовозов «Транслеса». А специальная зауженная коническая форма коников по всей высоте увеличивает вместимость сортиментной площадки на объем до 4 м3, в зависимости от плотности укладки и длины сортимента. По согласованию с заказчиком сортиментные площадки «Транслеса» комплектуются кониками 2 типоразмеров – с полезной высотой 2,33 и 2,53 м.

«Пермский Завод» – в числе лидеров отрасли
За достаточно короткий период своего существования с 1998 г. компания ЗАО «Пермский Завод Грузовой Техники» прошла сложный путь, превратившись из небольшого ремонтного предприятия ЗАО ПКФ «Автодизель» в одно из передовых предприятий в стране по выпуску спецтехники. Для нужд лесной промышленности предприятие выпускает большой ассортимент лесовозов и сортиментовозов на базе КамАЗов и Уралов. Предприятием даже разработан универсальный автомобиль для транспортировки леса ЛИС-200. Машина, способная заменить бортовой грузовик, лесовоз и сортиментовоз одновременно, конструкторами предприятия была задумана еще в 2008 г. Сегодня машина уже создана и даже защищена патентом на изобретение. В качестве лесовоза с прицепом-роспуском ЛИС-200 перевозит сортимент длиной от 6 до 12 м, в роли сортиментовоза транспортирует бревна длиной 2-6 м, а как бортовой грузовик машина может транспортировать груз массой до 8,3 т и объемом до 13 м3.
Отдельным направлением на ПЗГТ развивается выпуск прицепов-сортиментовозов. В 2007 г. тогда еще компания «Автодизель» перешла на новую технологию производства сортиментных площадок: если до этого все конструкции производились из углеродистой стали обыкновенного качества Ст3, то переход на конструкционную низколегированную ст.09Г2С позволил повысить коррозионную стойкость конструкций, увеличить сопротивление изгибающему моменту до 28%, поднять предел сохранения пропорций под действием нагрузки до 40%. Благодаря внедрению более качественной стали удалось повысить прочность конструкции площадки на 17,6 %, снизить ее массу на 17%, а также сделать конструкцию более жесткой, существенно повысив сопротивление разгибающему моменту, действующему на коники (особенно в момент внедрения челюстей грейфера в пачку сортиметов).
Сегодня предприятие предлагает 2 типа прицепов для транспортировки сортимента. Это 2-осный, г/п до 19 т, прицеп, предназначенный для доставки бревен длиной до 8 м. И мощный, легко справляющийся с доставкой на лесозаготовительный склад 30 т лесоматериалов, 3-осный прицеп, в котором перевозят сортимент длиной от 2 до 6 м. Кониковые балки этих прицепов изготавливаются, по желанию заказчика , либо из ст.09Г2С, либо из финской Ruukki Optim 700MC. Прицепы рассчитаны на движение по грунтовым лесным дорогам, в шасси используются усиленные опоры рессор, позволяющие выдерживать огромные нагрузки. А исполнение крепления дышла с дополнительными проушинами позволяет утверждать - прицепы ПЗГТ могут работать практически с любыми марками современных тягачей. Дышло, изготовленное из квадратной трубы, оснащено пневмо- и электровыводами, и это дает возможность использовать как стандартную, так и евро-проушину. Рама прицепа выполнена из сварных двутавров и усилена дополнительными металловставками. Применение поперечин, изготовленных из сверхпрочных толстостенных труб, которые насквозь пронизывают раму прицепа, гарантирует отсутствие усталостных трещин в зоне сварных швов. Для того, чтобы иметь возможность управлять движением прицепа при «сдавании» назад рама прицепа и поворотная часть оснащаются стопором.
Также на ПЗГТ производится 3 модели полуприцепов-сортиментовозов: это 2-осный п/прицеп г/п 14-27 т, 3-осный г/п 26-31 т и 4-осный г/п 31 т. Полуприцепы рассчитаны на перевозку бревен длиной до 6 м. Коники полуприцепов – съемные, они изготавливаются из легированной конструкционной стали и имеют трубчатое сечение. Крепление коников к платформе осуществляется с помощью кронштейнов, это способствует перераспределению нагрузки, действующей на коники, частично и на раму. На полуприцепе действует тормозная система с АБС, используется специальная тросовая система крепления груза с лебедкой натяжения.

«Камаз-Лидер»
Качественные сортиментные площадки, монтируемые, главным образом, на грузовые шасси КамАЗ, изготавливает ряд предприятий, имеющих тесные партнерские отношения с отечественным автогигантом из Набережных Челнов. Так, компания ООО «Камаз-Лидер» из Вологды, официальный дилер ОАО КамАЗ, имеющая в своем составе завод-изготовитель лесовозной и металловозной техники, разработала сортиментовозную площадку под оригинальным названием «Леший». Цельный надрамник длиной 7,6 м изготавливается из профильной трубы 200х100х8 мм, материал трубы – ст.09Г2С. На надрамник монтируются коники, основание которых выполнено в виде коробчатого сварного профиля с внутренними поперечными вставками. Для производства основания коников используется лист из ст.10ХСНД толщиной 6 мм. Сами же стойки коников изготавливают из гнутого профиля переменного сечения: нижняя часть стойки представляет собой короб 120х100 мм, а верхняя – 80х84 мм. Место соединения стойки с основанием усилено косынками, вырезанными из 8-мм листа. Конструкцией предусматривается комплектация площадки «Леший» лебедками со страховочными тросами для увязки сортимента. В качестве щита безопасности, ограждающего кабину от сдвига сортимента вперед при транспортировке, «КамАЗ-Лидер» использует облегченный профильный каркас из гнутого профиля из ст.10ХСНД с толщиной стенки 6 мм и сечением в нижней части каркаса 200х60 мм, а в верхней части – 71х60 мм. Каркас внутри зашивается просечным листом толщиной 3 мм из ст.09Г2С. Для предотвращения повреждения бревнами элементов базового шасси, а именно топливных и масляных баков, аккумуляторного отсека и т.д., в передней части сортиментной площадки устанавливается рифленый 3-мм лист.
Таким образом, за счет использования оригинальной конструкции и материалов масса площадки «Леший» ниже на целых 0,45 т массы площадок, стандартно используемыми в лесозаготовительной индустрии. Соответственно, полезная г/п сортиментовозов с площадкой «Леший» выше, чем у конкурентов, не менее, чем на 0,45 т.
Предприятие Камаз-Лидер сегодня предлагает 9 моделей сортиментовозов на базе КамАЗ 43118, 65111, 65115, рассчитанных на перевозку бревен длиной 2-6,5 м и г/п 6,72–12,2 т, а также сортиментовозы на шасси Урал-55571 и Mercedez-Вenz. Все сортиментовозы поставляются в 2-х комплектациях, с гидроманипуляторами СФ, ОМТЛ или Epsilon либо же без них.

Качество прицепов/полуприцепов «Политранс» трудно превзойти
Несмотря на то что предприятие ООО «ПКФ Политранс» ведет отсчет своей деятельности всего с 2000 г., этой челябинской компанией разработано уже более 1000 серийных моделей полуприцепов. Около месяца, в зависимости от сложности конструкции и ее металлоемкости, требуется специалистам предприятия, чтобы новый заказанный прицеп был готов к эксплуатации.
Наряду с низкорамными, высокорамными и бортовыми п/прицепами значительное место в производственной программе предприятия уделено лесовозной технике. Так, прицеп-сортиментовоз ТСП 9417-0000036 г/п 27,6 т предназначается для транспортировки 33,5 м3 сортимента, причем в самых жестких условиях - по лесным труднопроходимым дорогам в любое время года при температурах в диапазоне ±45°С. Габариты сортиментной платформы ТСП 9417-0000036 составляют 7, 62х2,55 м, платформа ограничена по ширине кониками. Но габариты могут меняться, поскольку коники в прицепе используются раздвижные и обрезиненные, причем в верхней их части имеется приваренная петля. Такое конструктивное решение позволяет увеличить ширину прицепа до 3,5 м, надежно закрепить груз при транспортировке и гарантировано не повредить его товарного состояния.
Линейка полуприцепов-сортиментовозов «Политранс» состоит из 8 моделей 2- и 3-осных полуприцепов, которые используются с любыми седельными тягачами. Г/п этих полупрцепов находится в диапазоне от 26 до 45 т, а длина платформ - 12,5-12,93 м. Полуприцепы «Политранса» универсальны и подходят для перевозки труб, листового проката, всевозможных насыпных грузов. Заказчик может выбрать тип подвески, заказать необходимую по длине площадку, оговорить наличие увязочных лебедок или контейнерных замков. В базовую комплектацию полуприцепов входят также подвижные коники, место установки которых можно выбирать по длине полуприцепа в зависимости от длины сортимента. Рама одной из моделей, ТСП 9417-0000036 имеет оригинальную «ломанную» конструкцию и погрузочную высоту всего 1,6 м. Пониженный центр тяжести улучшает устойчивость полуприцепа, а необычная форма рамы увеличивает загружаемое пространство.
Высочайшая надежность сортиментных прицепов и полуприцепов «Политранса» – это не просто рекламный слоган. В этих транспортных средствах устанавливаются оси и монтируется подвеска немецких компаний BPW и Gigant. Еще две немецкие компании, JOST и Georg Fischer( +GF+) поставляют «Политрансу» шкворни, седельно-сцепные устройства, поворотные круги и опорные устройства. Для надежного крепления лесоматериалов при транспортировке в прицепах и полуприцепах используются устройства немецкой фирмы SUER. А пневмоприводы для тормозных систем и антиблокировочные системы поступают из Австрии, с заводов австрийской фирмы WABCO.
В производственных процессах используется современное импортное оборудование: машина лазерной резки ESAB (Германия), комплекс дробеструйной обработки Clemco (Дания). Окраска прицепов производится по технологиям и с использованием ЛКМ Teknos (Финляндия). Герметичность и прочность сварных швов гарантируется сваркой в среде инертных газов, выполняемой на оборудовании европейских фирм.

Сортиментная площадка «УралСпецТранса» – прочность, вместительность, безопасность
Продукция компании ООО «УралСпецТранс» из Миасса с каждым годом получает все большую популярность и авторитет в стране. И это легко объяснить: во-первых, те виды техники, производством которых занимается предприятие, а это перечень из почти двух десятков видов спецмашин, создаваемых ООО «Урал СТ» путем установки различных надстроек на шасси КамАЗ, УРАЛ, Iveco, а также мелкосерийно, на шасси МАЗ, ГАЗ, ЗИЛ, востребованы сегодня в России. А во-вторых, спрос на продукты «Урал СТ» прямо связан с тем, что уровень качества техники остается неизменно высоким, благодаря использованию уникальных технологий и современного импортного оборудования.
Среди номенклатуры выпускаемых предприятием видов техники имеется и оборудование для лесозаготовительного комплекса. В частности, компания за 15 лет существования наработала большой опыт в производстве сортиментовозных тягачей, оснащаемых, по согласованию с заказчиком, лесовозными гидроманипуляторами СФ-85 или ОМТЛ-97, который монтируется либо за кабиной тягача, либо на заднем свесе рамы автомобиля.
Сами сортиментные площадки, разработанные специалистами «Урал СТ», рассчитаны на долгосрочную и интенсивную эксплуатацию. В конструкциях площадок делается акцент на качество одного из наиболее ответственных элементов устройства – коника. Коник изготавливается из гнутого профиля, который, в свою очередь, производится из низколегированной стали 09Г2С. Высота коника согласовывается с заказчиком площадки, и ограничивается максимально допустимой г/п базового шасси. Специалисты «Урал СТ» могут производить сортиментные площадки со сдвижными кониками, устанавливаемыми в местах, необходимых для транспортировки груза той или иной длины. Соединение стойки коника с его основанием – место, наиболее нагруженное при погрузке/разгрузке и транспортировке сортимента, поэтому на «Урал СТ» это соединение усиливают установкой мощных «косынок». Также для компенсации боковых нагрузок, оказываемых сортиментом на стойки коников, инженеры «Урал СТ» предлагают заказчикам использование стяжного троса, соединяющего места крепления стоек и основания коников. Крепление троса к стойкам коников происходит с участием роликов, направляющих трос и уменьшающих силы трения, возникающие в паре «трос-коник».
Большое значение в конструкции площадок, разработанных на «Урал СТ», уделяется вопросам безопасности водителя, а также защите агрегатов базового автомобиля. Для этого в передней части платформ устанавливают ограждение из стального просечно-вытяжного либо гладкого листа. Просечно-вытяжной лист очень прочный, к тому же он открывает водителю в определенной степени вид на платформу. Агрегаты шасси надежно сохраняет усиленный настил, смонтированный в передней части платформ. Настил представляет собой мощные съемные стальные листы, которые можно быстро демонтировать при необходимости ремонта или ТО узлов шасси.
Для увязки бревен в комплектацию сортиментных платформ «Урал СТ» входят механические лебедки, оснащенные стальным тросом и храповым механизмом. Лебедка монтируется на коник либо на дополнительно установленную поперечину.
Используя разработанные и проверенные в эксплуатации сортиментные площадки, предприятие предлагает сегодня более 20 моделей сортиментных 2- и 3-осных одно- и двухскатных прицепов с различными видами подвески г/п от 8 до 31,0 т, рассчитанных на транспортировку бревен длиной до 10,5 м. Специалистам лесозаготовительных предприятий также предлагаются высококачественные сортиментные полуприцепы. Конструкторы «Урал СТ» разработали около 15 моделей 2- и 3-осных полуприцепов с односкатной и двухскатной ошиновкой. Полуприцепы «Урал СТ» широко используются для вывоза леса, поскольку за рейс могут транспортировать по бездорожью от 18,5 до 39 т бревен длиной до 12,5 м.
***
Итак, стремление к достижению высокой производительности при меньших эксплуатационных затратах – так можно объяснить все более широкое применение прицепов и полуприцепов в лесной отрасли. В статье упоминаются только некоторые производители сортиментовозов и сортиментовозных прицепов. Высококачественные площадки для транспортировки бревен и колесные сортиментовозы производит компания «Аугер Трак» из Санкт-Петербурга, Изготовлением сортиментовозных площадок и последующей установкой их на грузовые шасси профессионально занимается предприятие ООО ТЭС из Красноярска. Сортиментовозные платформы с надежной и прочной конструкцией предлагает предприятие ООО «Спецавтомаш» из Миасса, и многие другие предприятия.
Как мы видим, производство прицепов-сортиментовозов находится в России на достаточно высоком уровне, и, по крайней мере, в лесозаготовительной индустрии конкуренция со стороны зарубежной техники нам пока не грозит.